Остановитесь на мгновение, забудьте о профессиональном образовании и взглядом обычного человека всмотритесь в окружающее пространство. Что бросается в глаза? Правильно! Мир не тот... Во всяком случае утром казался другим. И не потому, что днем солнце светит ярче. Изменчивость стала настолько привычной, что мы не обращаем внимание на мелочи. Вроде переполненной урны для мусора или смартфона в чьей-то руке. Не обращаем внимания, пока не случится нечто неординарное. Например, глубокая яма с холодной водой. Или экономический кризис.
Тогда изменения становятся неприятной реальностью. Приходится реагировать. В случае с ямой все просто – скорее сменить обувь. А вот кризис... Ели вы пришли на данную страничку, значит дело в нем... Не волнуйтесь! Проблема дополнительного профессионального образования хоть раз, но возникала в жизни каждого. Главное – не паниковать.
В России действует закон «Об образовании», регламентирующий обучение по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с законом программы могут быть двух видов:
Повышение квалификации организуется для специалистов, профессиональное образование которых предназначено для конкретной области деятельности. Дополнительные знания и навыки могут понадобиться для построения успешной карьеры, увеличения доходов, повышения статуса на рабочем месте, получения информации о новейших достижениях в научной и технической областях. Совершенствование профессиональных компетенций в ходе повышения квалификации обеспечивает расширение знаний в пределах имеющейся квалификации.
Профессиональная переподготовка позволяет при помощи программ дополнительного образования получить новую специальность для участия в другом виде деятельности. Преимущество такого подхода очевидно: сроки обучения, по сравнению со вторым высшим образованием, сокращаются от нескольких лет до нескольких месяцев. В рамках прежней специальности переподготовка дает возможность освоить новый квалификационный уровень с присвоением квалификации.
Исторически сложилось, что дополнительное профессиональное образование ориентировано на людей, 5-10 лет проработавших по первой специальности, полученной еще в системе средне-специального или высшего образования. Однако с конца 90-х годов XX века наблюдается постоянный рост доли тех, кто желает воспользоваться услугами дополнительного профессионального образования, будучи одновременно студентом высшей школы. Для этого есть две основные причины:
Во-первых, желание приобрести дополнительную специальность (или несколько специальностей), дающих существенные преимущества в ходе поиска престижной и высокооплачиваемой работы.
Во-вторых, стремление преодолеть противоречие, возникшее в результате ошибочной мотивации при выборе высшего учебного заведения. Суть противоречия – осознание студентом неправильного выбора будущей профессии и невозможность бросить обучение (потрачены время и деньги). Выход – дополнительное получение профессионального образования, часто параллельно с обучением в вузе.
При обращении за услугами дополнительного профессионального образования люди руководствуются мотивациями, которые можно свести к нескольким основным группам:
Нашли в списке близкий мотив? Это хорошо. Значит предстоящие в жизни изменения не так страшны, как может показаться на первый взгляд. Кто-то уже протоптал тропинку, по которой предстоит пройти. И эта тропинка система дополнительного профессионального образования. Даже не тропинка, а отличная дорога с минимумом поворотов, подъемов и спусков.